Безымянный

 

Дом относится к особой группе построек городского типа, имеет большие размеры, стены рублены из круглых бревен, одинаково декорированы окна, наличники с выточенными деталями. В этом доме располагались исполком, музыкальная школа, затем школа искусств, сейчас Станция детского и юношеского туризма и экскурсий «Странник».

logo-198x300Этот поч­ти сказочный терем всегда вызывал и продолжает вызывать интерес у кыштымцев и гостей города. Но стоит сказать, что сам дом – это лишь часть усадьбы. На старинных фотографиях, сделанных с колокольни, хорошо виден существовавший в прошлом большой двор с конюшнями и амбарами. Было здесь и подземное сооружение, которое, возможно, и провоцирует слухи об имеющихся тайных ходах от этой усадьбы к Белому дому. Но, думается, провал в земле с кирпичным дверным проёмом – это остатки… холодильника. Богатые люди могли позволить себе иметь роскошь в виде глубоких подвалов, в которые зимой закладывался лёд, чтобы летом сберегать продукты. А то, что усадьба принадлежала очень богатым людям, это исторический факт.

Дата её возведения – 1850-1851 годы. Всё началось с того, что полковник лейб-гвардии Московского полка Григорий Васильевич Дружинин венчался с Ольгой Петровной Харитоновой. Её мать, Мария Львовна Расторгуева, была дочерью Льва Ивановича Расторгуева. Заводы достались ей по наследству после его загадочной смерти. Молодая жена полковника поселилась с ним в Москве. Но мудрая тёща рассудила, что зятю не помешало бы принять посильное участие в управлении заводами и предложила ему хотя бы изредка наведываться из Москвы в Кыштым. Григорий Васильевич возражать не стал, и в первый же свой приезд занялся организацией постройки усадьбы в живописном уголке на берегу Верхне-Кыштымского пруда.

Примечательна и невзрачная, на первый взгляд, каменная стена с левой стороны здания (если стоять лицом к входу). Это сейчас кыштымцы могут позволить себе теплицы какого угодно вида, а в XIX веке оранжереи были в диковинку, и как раз к каменной стене оранжерея и примыкала. Она освещалась солнцем с восхода и до заката. Что там выращивали слуги Дружининых, неизвестно. Может, и цветы, а может, и огурцы с помидорами на барский стол. Усадьбу окружали липы. Они здесь со стороны пруда, скорее всего, были посажены с момента строительства усадьбы.

 Кстати, пока шло строительство, Григорий и Ольга Дружинины некоторое время жили в Белом доме, который дед Ольги Петровны значительно перестроил, и в этом обличье он и сохранился до наших дней. Когда Дружинины перебрались в деревянную усадьбу, в Белом доме появился новый жилец. Им стал приглашённый управлять Кыштымским горным округом Павел Михайлович Карпинский. Ему с женой отвели правое крыло со средним подъездом.

Столбовой дворянин Григорий Васильевич Дружинин был человеком небедным. Он владел имением в селе Андреевском Санкт-Петербургской губернии и Мариинской мызой на эстонских землях. Его младший брат Алексей Васильевич был хорошо знаком с Тургеневым, Некрасовым и другими литераторами. Григорий Васильевич собирал коллекции скульптур, гравюр, художественной бронзы, старообрядческих рукописей, культового медного литья. В 1853 году он получил от тёщи доверенность «на безотчётное заведывание и управление» всеми заводами Кыштымского горного округа. Вслед за этим в чине генерал-майора подал прошение об отставке.

 Для кыштымских заводов можно считать историческим момент, когда Григорий Васильевич Дружинин пригласил Павла Михайловича Карпинского стать вторым управляющим заводами Кыштымского горного округа. Заводовладелец и сам деятельно занимался хозяйственными делами и активно поддерживал инициативы Карпинского по модернизации заводов, по закупке зарубежного оборудования. Постройка госпиталя на Нижнем Кыштыме, аптеки, мужских и женских училищ на 400 мест – всё это способствовало развитию и процветанию округа и улучшало условия жизни всего населения. «Демидовщину» с её средневековыми нравами по отношению к мастеровым Григорий Васильевич не терпел, хотя сам был по-армейски строг любил порядок и дисциплину.

Дружинин, как главный распорядитель финансов, способствовал открытию на Каслинском заводе школы мастеров художественного литья. Совместно с Карпинским он тщательно подбирал экспонаты для художественных выставок. Итогом стали престижные награды. Больших золотых медалей литьё удостоилось на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году, а через два года – на Политехнической выставке в Москве. В 1873 году – на Всемирной выставке в Вене. После смерти Григория Васильевича экспонаты для выставок готовил его сын Василий. Уже на его счету – Золотая медаль на выставке в Стокгольме в 1897 году.

 Умер Григорий Васильевич в 1889 году, похоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище. Ольга Петровна пережила его на три года. У них было четыре сына и пять дочерей. После смерти отца управление заводами перешло к старшему сыну Василию. Его брат Михаил, будучи членом правления акционерного общества «Кыштымская корпорация», также участвовал в заводских делах. Они конфликтовали, что создавало сложности и для Павла Михайловича Карпинского. Дела на заводах стали приходить в упадок…

 К кыштымской усадьбе, выстроенной Григорием Васильевичем Дружининым, судьба оказалась милостивой. В её стенах в разное время размещались городской исполнительный комитет, ЗАГС, детская музыкальная школа. Сейчас силами педагогов и их воспитанников в станции «Странник» создан интересный музей из предметов старины. Получается, что это музей в музее, поскольку сами стены пропитаны историей.

Источник http://www.geocaching.su/