Его имя носит  школа.
Леонид Васильевич Долгов родился в 1914 году в Кыштыме в многодетной семье. Его отец ушел на первую империалистическую войну, когда мальчику было всего полгода.

21

Рос Лёня с матерью и дедом. В свои шесть лет он уже пилил с дедом дрова, помогал ему по хозяйству.
В 1921 году во время большого пожара в Кыштыме сгорел и их дом. Пять лет семья ютилась во временно построенной избенке.

22

Несмотря на большие трудности, Леонид успешно окончил школу I ступени в 1930 году и его назначили учителем в поселок Селезни.

Через год окончил курсы на учителя истории в Москве и стал преподавателем истории в школе № 1 города Кыштыма.

В 1933 году Леонида Васильевича назначили завучем, хотя ему было всего 19 лет. Работал он добросовестно, творчески, любил свою работу, был требовательным к себе и к людям, пользовался заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и родителей. Был очень талантливым, душевным, общительным, имел много друзей, прекрасно читал лекции. Много раз Леонида избирали членом бюро городского комитета комсомола, дважды – председателем горкома профсоюза учителей.

23

Леонид Васильевич обладал хорошими организаторскими способностями, имел редкую работоспособность: спал по 4-6 часов в сутки, поэтому успевал и работать, и постоянно учиться заочно. В 1934 году успешно окончил Свердловский коммунистический университет, а через некоторое время – Московский историко-философский институт.

24

В январе 1936 года Долгова Л.В, двадцати двухлетнего завуча, назначают заведующим гороно, и он непосредственно руководит строительством здания средней школы № 1 по ул. Ленина (в настоящее время в этом здании Дом детского творчества и Управление по делам образования администрации Кыштымского городского округа).

Осенью Леонида Долгова призвали на службу в ряды Красной Армии. Служил он под Читой, на станции Дивизионная, где готовили младших командиров. Домой писал хорошие теплые письма, а братишке Володе, которого очень любил, писал отдельно.

Став кадровым офицером, преподавал курсантам историю и политэкономию в Читинском авиационном училище, затем – в летной школе города Батайска.

25

За год до войны был командирован в город Калинин (Тверь), где учился в Высшем военно-педагогическом институте Красной Армии. Здесь и застала его война.

На фронт Леонида долго не отпускали, но постоянными просьбами он добился своего. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками ушел добровольцем в декабре 1941 года.

На фронте Долгов Л.В. был политработником, или, как говорили тогда – комиссаром. Вот как пишет о нем его бывший командир полка И. Щеголев, письма которого хранятся в городском историко-революционном музее: «…Леонид был умным, талантливым человеком, в том числе в делах военных. Он был очень хорошим политработником типа Фурманова. Натура его ни у кого не вызывала сомнения: правдив, честен, прост, смел и отважен. Солдаты и офицеры ценили, уважали его за справедливость, общительность, требовательность. Всегда он был в гуще с людьми. И прежде всего там, где труднее, где людям нужна была поддержка, доверительная беседа, разговор по душами. Даже не помню, когда он отдыхал.

За время службы и войны привелось знать многих политработников, Леонид был лучшим среди них. У него были хорошие командирские задатки – не раз в мое отсутствие ему доводилось принимать смелые решения в бою, и делал он это как настоящий командир. Особенно отличился Долгов под Сталинградом в августе 1942 года, когда командование дивизии было отрезано от полков. Он, не колеблясь, принял на себя обязанности командира дивизии и выполнял их около двух месяцев».

26
С фронта домой Леонид Васильевич писал замечательные письма, полные уверенности в победе над фашистскими захватчиками: «Получил боевое крещение, наша дивизия несколько дней подряд вела упорные бои с противником. Мы убедились, что немцы порядочные трусы и наступают лишь тогда, когда им удается накопить много авиации и непрерывно бомбят, гоняясь даже на самолетах за отдельными людьми. 5.12.1941».

Письма Л.В. Долгова являются свидетельством очевидца, который описывает время начавшегося перелома в войне, лютую ненависть воинов к фашистским бесчинствам на оккупированной территории, и непобедимую веру в нашу победу.

Вот выдержки из письма, датированного декабрем 1942 года: «Вы теперь знаете, что Красная Армия наносит один за другим сокрушительные удары. Многим, вероятно, казалось, что силы наши иссякают, что немцы возьмут Сталинград. Теперь каждый видит, какова сила нашей Армии, величественный героизм ее воинов…
Немцы отступают. Но, уходя, творят немыслимые злодеяния. Сегодня водил группу солдат в немецкий «лазарет» для военнопленных, где навалены груды умерших от истощения и болезней и просто пристреленных при отступлении пленных красноармейцев. Я много видел следов фашистских зверств, но таких никогда и в уме не представлял. Все мы выходили из этого застенка как пьяные. Человек пятнадцать мы застали еще живыми: они ползали на коленях, ноги у них поморожены и мясо отстает от костей. Этой картины никто из нас никогда не забудет!»

Наступил 1943 год коренного перелома в войны. Красная Армия наступала, изгоняя фашистов с нашей земли.

17 января 1943 года политрук Долгов Л.В. написал родным еще одно письмо. Эта весточка с фронта от Леонида для них была последней…

27

О том, как погиб Л.В. Долгов родные узнали из письма командира полка в 1964 году. «…Каким чудесным человеком был Ваш сын! Правдив, честен, смел, отважен. Всегда на него полагался и надеялся, как на себя, и даже больше… Смерть Леонида была мгновенной, чуть заметная, почти бескровная ранка за ухом.

Он только что побрился, переменил белье и диктовал политдонесение и тут его позвал телефонист: звонили из штаба дивизии.

Во время разговора и разорвался за тесовой стеной снаряд, телефонисты тоже были убиты наповал…Старший врач полка через минуту был уже около Лени и сказал: «Майор мертв».

Похороны были на другой день. В этот час из всего оружия дивизии был произведен боевой салют по врагу.
Бойцы и командиры тяжело переживали гибель своего комиссара. А многие, особенно сибиряки, которые служили вместе с ним со дня формирования полка, и чьи огрубевшие на фронте души казались закаменевшими, не могли сдержать слез…»

В феврале 1942 года Леонид Долгов был награжден орденом «Красного Знамени» посмертно.

28

В наградном листе кратко изложены боевой подвиг и заслуги: «Долгов Леонид Васильевич. Работая заместителем по политической части командира 1323 СП (стрелковый полк) товарищ Долгов все свои силы и внимание отдавал делу мобилизации личного состава на разгром немецких захватчиков. Проявлял неустанную работу о нуждах подчиненные ему командирах и бойцах. В боях с немецкими захватчиками тов. Долгов проявил стойкость, мужество и отвагу. В дни напряженных боев, которые вел полк 14-15 декабря по очистке леса на берегу дона (левом) в районе хутора Логовской, 29-30 декабря в районе Нижнее-Чирской, 6 января в районе Ново-Петровский, 8-11 января бой в окружении в районе Крюковский и Трофимов.

Тов.Долгов неизменно находился на самых ответственных участках боя, своим личным примером воодушевлял личный состав на выполнение поставленной задачи по разгрому немецких захватчиков, полк все поставленные задачи выполнил с честью. 24 января 1943 г. в бою в районе станции Усть Быстрянская товарищ Долгов пал смертью храбрых.

Своим честным отношением к делу и беспредельной преданности Родине тов. Долгов заслужил любовь и уважение всего личного состава полка.

Достоин награждения орденом «Красного Знамени.

Начальник политотдела 315 СД
Майор Смирнов
26 января 1943 г.»

Боевой офицер, комиссар Леонид Васильевич Долгов погиб на Сталинградском фронте, похорон далеко от своего дома – его прах покоится в братской могиле на хуторе Почтовый Константиновского района Ростовской области. Но память о нем, как и о других наших земляках, отдавших свои жизни за честь и независимость Родины, всегда будет в наших сердцах.

29